Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность. Что это и как она формируется?
 

Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 г. с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас она понимается в более широком контексте. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Такой подход к понятию обусловлен прежде всего тем, что мы сейчас являемся представителями не просто постиндустриального общества, то есть информационного, но воспитываем представителей поколения детей, которых относят к представителям цифрового общества. Поток информации огромен, а количество ситуаций, с которыми приходится  сталкиваться, всё более разнообразен.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Современные требования к старшеклассникам и будущим выпускникам складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместное распространение информатизационно-компьютеризованных технологий. В меняющемся мире система образования должна формировать такие качества личности выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Функциональную грамотность составляют:
 

  • элементы логической грамотности;
  • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
  • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
  • требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
  • информационная и компьютерная грамотность.

 
Таким образом, цель функциональной грамотности -   привести детей к успеху в жизни. И для достижения этой цели  базовые теоретические знания  становятся  далеко не главным содержанием школьного образования. Сегодня задачи формирования функциональной грамотности  - это научить ребенка обрабатывать информацию. Анализировать её и формировать собственное мнение. Просто классического образования, ориентированного на изучение теоретических знаний, больше недостаточно.  
В функциональную грамотность входят, прежде всего, способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении. От  навыков чтения зависит  способность детей выявлять проблему, гибко реагировать  на  новые вводные. То есть применять  на практике теоретические знания, опираясь на собственный жизненный опыт и понятийный аппарат в рамках конкретной предметной области.  Без понимания методики работы с информацией (о чем она, её источник, причины написания, к каким выводам благодаря ей можно прийти) в принципе не будет формироваться никакая другая грамотность.
Итак, читательская грамотность – это способность понимать  и  использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность  формулировать, применять и интерпретировать  математику в разнообразных контекстах, используя математические понятия и инструменты (начиная с «математики в быту»). 
Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями (научно объяснять  явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные    и использовать научные доказательства).
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений  в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Итак, функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности.  И оно  подразумевает    совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Все грани функциональной грамотности формируются, в том числе,  через развитие метапредметных УУД на уроках русского языка, литературы, обществознания, биологии, химии, физики, алгебры, геометрии на ступени ООО.  Но основы функциональной грамотности, прежде всего читательской, закладываются  на ступени НОО с развития навыков внимательного чтения, понимания заданий к тексту учебника, формирования навыков ответов на поставленные вопросы.
План мероприятий по развитию функциональной грамотности 2021-2022 учебный год.doc
Приказ о проведении мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности.pdf
Отчет по результатам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов.docx

 

Методические материалы:

  1. Презентация: "Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики"


Уважаемые обучающиеся и их законные  представители, вы  можете  ознакомиться с заданиями, которые вам позволят  выявить  свой уровень функциональной грамотности,  размещенными  на сайте Федерального  государственного  бюджетного научного учреждения  «Институт стратегии  развития образования Российской академии  образования»_Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации  в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
Задания представляют собой практические ситуации.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/